Практикум
Здесь вам предоставляется возможность приобрести некоторые навыки в работе с Excel, воспользовавшись сведениями, изложенными в первых пяти главах книги. Последовательно пройдите следующие пункты и попытайтесь выполнить построение, правку и вывод на печать показанной здесь рабочей таблицы. Во многих пунктах приведены номера глав, которые напомнят вам, где были подробно рассмотрены данные темы, поэтому в случае необходимости можно вернуться к ним и освежить в памяти материал. В последующих главах читатель ознакомится с методами, позволяющими представить рабочую таблицу в более удобном для обозрения виде. Например, как выравнивать заголовки столбцов по границе расположенных под ними чисел и как выразить числа, используя меньшее количество знаков после запятой.
- После запуска Excel для представления на экране новой рабочей таблицы щелкните на кнопке

- Чтобы весь текст был набран заглавными буквами, нажмите клавишу Caps Lock, а затем в ячейке А1 наберите текст ДОХОД ПО КАТЕГОРИЯМ В ТЫСЯЧАХ.

2.
- Введите только что набранный текст, нажав клавишу Enter (глава 2).
- Отмените режим набора текста заглавными буквами, нажав клавишу Caps Lock, и наберите 3-й кв-л, 2003г., а затем нажмите клавишу Enter (глава 2).

4.
- Перейдите на строку 5, дважды нажав Enter, затем снова нажмите клавишу Caps Lock и введите остальные заголовки строк, показанные на рисунке слева. Введите также заголовки столбцов ИЮЛЬ, АВГУСТ и СЕНТЯБРЬ. Вспомните короткий способ ввода названий месяцев.

5.
Подсказка
Для этого нужно воспользоваться методом пе-ретаскивания с помощью указателя мыши.
- Введите ежемесячные данные за июль, август и сентябрь для каждой категории доходов, как показано здесь.

6.
- В ячейке В10 наберите =сумм(Ь5:Ь8) и щелкните на кнопке Enter. Эта функция суммирует 4 числа, расположенных выше ячейки В9. Глава 2.

7.
- В ячейку С10 введите функцию суммирования данных за август, а в ячейку D10 — функцию суммирования данных за сентябрь.

8.
Подсказка
Удобный и быстрый способ выполнить эти действия состоит в выборе диапазона C1:D10 и использовании кнопки автоматического суммирования 
- Чтобы просуммировать в строке 5 итоги за третий квартал, введите в ячейку F5 =сумм(Ь5:(15). В качестве эксперимента попытайтесь ввести ссылки на ячейки методом перетаскивания с помощью мыши. (Другими словами, введите =сумм(, протащите указатель мыши через ячейки B5:D5, введите ) и нажмите Enter) (глава 2).

9.
- Заполните остальную часть столбца ВСЕГО, воспользовавшись удобным для вас методом: функцией суммирования СУММ (введя координаты ячеек или выбрав их с помощью мыши) или кнопкой автоматического суммирования


10.
- Введите данные в столбец ПРОШЛ. ГОД. Первые 4 числа представляют собой исходные данные, а не результаты применения формул. Общий показатель можно рассчитать в нижней части, воспользовавшись кнопкой


11.
- Чтобы из данных по доходам за текущий год вычесть доходы за третий квартал прошлого года, введите в ячейку Н5 формулу =F5-G5. Затем введите аналогичные формулы в ячейки от Н6 до Н9, а также в ячейку HI 1, добавив соответствующие ссылки на ячейки. Например, в ячейке Н6 должна быть записана формула =F6-G6. В главе 9 предложен быстрый способ построения ряда подобных формул.

12.
- В ячейку 15 введите формулу =H5/G5. Результат должен быть равен —0,0691. Эта формула выражает разницу между поквартальными доходами за прошлый и за текущий год по категории ГЛАВНЫЙ ОФИС по отношению к поквартальным доходам по категории ГЛАВНЫЙ ОФИС за прошлый год. Чтобы получить данные в процентах, данное число необходимо умножить на 100.

13.
- Чтобы активизировать формулу, которую необходимо отредактировать, дважды щелкните на ячейке. Заметим, что Excel выделяет две ячейки, используемые в формуле, заключая их в цветные рамки. Если точка вставки еще не находится в конце формулы, то поместите ее туда при помощи клавиш управления курсором (глава 4).

14.
- Введите *100 и нажмите клавишу Enter или щелкните на кнопке


15.
- Введите аналогичные формулы (с помощью соответствующих ссылок на ячейки) в ячейки 16-18, а также в ячейку ПО.

16.
- Щелкните на ячейке А2, наберите текст 3-й квартал, 2003г. и нажмите клавишу Enter или щелкните на кнопке


17.
- В меню Файл выберите команду Сохранить или щелкните на кнопке


18.
- Наберите 1 КВАРТАЛ в текстовом окне Имя файла диалогового окна Сохранение документа. Если необходимо, выберите для файла новую папку или устройство. После этого сохраните рабочую книгу под именем 3 КВАРТАЛ, щелкнув на кнопке


19.
- Дважды щелкните на ярлычке рабочей таблицы Лист! (глава 3).

20.
- Присвойте таблице новое имя, введя слово Доход и нажав Enter. Осмысленные имена таблиц делают их более понятными (глава 3).

21.
- В меню Файл выберите команду Печать или нажмите Ctrl+P. Помните, что если нужно внести изменения в настройки параметров печати, не следует пользоваться кнопкой


22.
- Напечатайте две копии рабочей таблицы, введя в окне Число копий диалогового окна Печать число 2, а затем щелкнув на кнопке ОК (глава 5).

23.
- Закройте рабочую книгу при помощи команды Выход из меню Файл. Если команда Выход не видна на экране, щелкните на полоске в нижней части меню. Когда появится диалоговое окно с вопросом, сохранять ли рабочую книгу, щелкните на кнопке Да (глава 3).

24.
|